На главнуюНаписать письмоПоиск
Карта сайта
- назад
- десять заповедей
- псалмы
- сверхновый завет
- притчи
- амаризмы
- с чего начинается Родина
- отзывы
- закрытые страницы
Притча
1. Некий молодой человек на выпускном вечере перепил спиртного и, не сдержав весенних чувств, ссильничал одноклассницу. Наутро, ужаснувшись содеянного и не решаясь показаться на глаза родителям, учителям и друзьям, молодой человек удалился в пустыню, дав обет никогда не возвращаться к людям. В пустыне он и прожил шестьдесят шесть лет, питаясь акридами и кореньями, под конец жизни прослыв среди кочевников почти святым.
Тем временем в городе в свой срок родилась девочка, выросла, вышла замуж, родила девочку, нареченную Марией, та тоже выросла, вышла замуж и родила мальчика, нареченного Иисусом. Иисус прожил на земле тридцать три года и вознесся в Царствие Небесное.
Встретив Иисуса в Царствии Небесном, сказал ему отшельник: «Велика милость твоя, господи – простил ты грехи мои тяжкие, понял, как глубоко и искренне мое раскаянье, сказалось мое пустынное подвижничество!». «Здесь неуместен пафос и ни при чем твое шестидесятишестилетнее безделие, а взят ты в Царствие Небесное за единственный совершенный тобой в жизни поступок, благодаря которому ты - прадед мой» - ответил Иисус.
Мораль: Иисус своей жизнью и своим воскресением сделал оправданной и целесообразной жизнь миллиардов "инфузорий", генетически предшествовавших ему...
Жаль, конечно, что притчу приходится сопровождать моралью, но без нее никто не чувствует, что суть притчи - просто иллюстрация десятой заповеди.
 
2. Друг мой, Колька, на днях брякнул невпопад и невзначай о себе, что он – протестантский буддист и ушел вскоре, а я вдруг задумался. Колька – авиаконструктор, человек, конструктивный по определению, в свои пятьдесят лет находится в отличной физической и умственной форме и уж что-что, а себя-то знает… Что же в нем есть эдакого буддистского и протестантского и чего не хватает христианского и магометанского. Да и в целом, что является краеугольным камнем каждой из религий, если говорить об этом нормальным человеческим языком, без лишнего придыхания и прочей шелухи.
Вера, надежда, любовь – общеизвестные основы ортодоксального христианства. Протестантство имеет совсем другой базис: личная свобода (свобода мысли, духа, слова, совести и, как следствие, свобода вероисповедования), личная ответственность (перед собой и перед Богом), труд (работа, созидание). В буддизме, изначально, только отрицание отрицания: отказ ото лжи, насилия и страха. Давайте попробуем перевести эти принципы в область положительных значений: вместо отказа ото лжи будет знание, понимание и передача этих знаний (думай и понимай – заповедь 3!). Отказ от насилия (кнута) подразумевает построение отношений, основанных на удовольствии (пряник), т.е. современными словами – чувствуй, сопереживай и наслаждайся (заповедь 4!). Отказ от страха, любого, но, в первую очередь, страха смерти, эквивалентен призыву жить (заповедь 10!).

В общем, получается, что смесь протестантства и буддизма не так уж и нелепа, а если к ним добавить ортодоксального христианства, получается еще лучше – все десять заповедей! Не исключено, что если к этой смеси да капельку исламских принципов, то получим совершенный коктейль экуменизма.

3. Сын мой, уже давным-давно, на первом курсе института, вернулся с занятий и рассказал, в качестве прикола, что преподаватель математического анализа - 20-летний выпускник мехмата МГУ, вундеркинд из среднеазиатской республики, которого все студенты держали за "чурку" и не любили за занудство, - брякнул на семинаре, что смысл жизни человека - в изучении математического анализа. Так и есть - поддержал я коллегу. К сожалению, ребенок мой тогда был слишком переполнен радостью жизни и молодым пивом, чтобы понять простую истину: Бога невозможно понять без понимания вечности (Eternity) и бесконечности (Infinity), а проще всего это дается человеку именно при изучении бесконечно малых и бесконечно больших чисел, пределов, последовательностей и рядов, чем и занимается математический анализ! Понтию Пилату на его вопрос "Что есть истина?" можно было бы ответить: "Предел суммы знаний при интеллектуальной работе, стремящейся к бесконечности", но он тоже не знал математики, а современные отроки не знают и его самого... Впрочем, безнадежным гуманитариям, могу посоветовать другой путь - английского поэта Уильяма Блейка:
 
"To see a World in a grain of sand,
And a Heaven in a wild flower,
Hold Infinity in the palm of your hand,
And Eternity in an hour."
или, в переводе С.Я. Маршака:
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка."
в 2012 году я придумал другой перевод, как мне кажется, более точный:
"В одной минуте ведать вечность,
В одной песчинке - бесконечность,
Вселенную сжимать в руке
И рай увидеть в васильке!"
 
4. Однажды тренер по йоге сказал мне: «Странно, что Вы с таким энтузиазмом занимаетесь пранаямой и так скептически относитесь к самим йогам и их философии». Я стал размышлять над этим вопросом и вспомнил, как в 2006 году вместе с женой ходил по некрополю Вестминстерского аббатства, бережно, боясь затоптать прах пророка. Рядом с могилой Ньютона мы увидели могильный камень, на котором была начертана формула, выведенная усопшим, а следом еще плита, с надписью «инженер» и изображением маяка, который он построил. «А у тебя что будет написано?» – спросила жена, - «Десять заповедей», - не задумываясь, ответил я (потом, правда, сочинил иную эпитафию). Тогда нам стало понятно, что значит судить о человеке по его делам: мера человека, это не просто сумма его свершений, и не только творческий продукт, который он оставил после себя людям, но это творение еще обязательно должно быть востребовано...

Наличия творческой энергии недостаточно для созидателя, ведь энергия – лишь способность совершить работу, но и совершенной работы мало – ее нужно суметь передать другим людям. Мало аккумулировать в себе «кундалини» и мало выплеснуть ее, переведя в тепло, что делают йоги (Земля и без них перегревается), важно суметь за счет своей внутренней энергии совершить полезную творческую работу, все равно, физическую, умственную или чувственную и передать ее плоды своим детям, если их нет – ученикам, на худой конец, хоть кому-нибудь, но и детей, и учеников, и просто последователей, нужно еще и воспитать, чтобы они восприняли это наследие, но и этого мало: для истинного восприятия наследники сами должны поработать. Таким образом, развитие творца происходит на три такта: созидание творческого продукта; его дарение; восприятие дара. Иисус никогда не стал бы Христом без апостолов, Павла и миллиарда верующих христиан. С каждым искренним возгласом "Христос воскрес!" воскрешение Христа становится все достовернее.

Йоги в течение тысячелетий создавая замечательную систему развития и управления внутренней энергией человека, средством подменили цель: у них не найти продуктов творческого труда - ни формул, ни маяков, ни музыки, ни стихов. Быть может, у йогов нет могил, потому что на них нечего писать…

 

5. Взрослая дочь спросила: «Почему ты ищешь истину в стихах, разве нельзя передать достоверную информацию прозой». Конечно можно, но при пересказе прозаического текста велика вероятность его искажения, вольного или невольного. Стихи исказить сложнее. Заратустра в пересказе Ницше говорил: «Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть». Еще вернее кодировать сокровенное знание не только стихами, но и музыкой - при этом передается не только ментальное и эмоциональное послание, но даже физическое состояние человека-творца, или просто Творца... В этом особенность великой духовной музыки.

Часто поэты и композиторы не столько творят стихи или музыку на базе личного опыта и труда, сколько просто слышат и записывают готовые фразы, существующие до, вне и помимо человека. При этом гениальность состоит не столько в том, чтобы услышать божественные звуки, сколько в том, чтобы донести их до слушателей без искажения. Только гениальный художник сможет донести до зрителей не только увиденный образ, но и свои чувства и свои мысли (чувства и мысли, которые он воспринял, пережил и осознал своими). Приведу простой пример: у Пушкина: "Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты," и у бездаря, высмеянного Высоцким: "я помню это чудное мгновенье, Когда передо мной явилась ты!". В стихах и в музыке фальш очевидна для любого человека, имеющего слух, а для людей неподготовленных, бесчувственных, сокровенное знание не предназначено.

 

6. Сидели мы с Фомой за маленьким столиком в дешевом кафе, он задавал мне сложные вопросы, а я давал на них простые ответы. «Что есть Бог?» - «Творец, Созидатель». «Что есть Любовь?» - «Внутренняя тяга души к творчеству, стремление к созиданию. В частности, любовь мужчины и женщины есть просто желание иметь общих детей». Потом он сказал, будто есть противоречие в моих утверждениях, о том, что Бог есть везде, а души в столике нет, да и что такое душа? Я сразу не ответил, обещал подумать. Известно, что душа – «искра божья», составная часть, элемент Бога. Если трактовать Бога как Творца, то и душа должна обладать способностью созидать по собственной воле, своей внутренней потребности нечто новое, доселе неизвестное («душа обязана трудиться!»). Поэтому в косной материи Бог есть, а души нет, или, по крайней мере, она не проявляется в нашем пространстве, покуда и поскольку эта материя не проявляет воли к созиданию (чайный столик в кафе не предлагает нам по своему усмотрению божественный нектар, не принимает участия в мозговом штурме и не помогает найти формулу любви).
Продолжая разговор за столиком в кафе, Фома спросил, признаю ли я христианскую Троицу – Бога-Отца, Сына и Святого Духа или его триаду – Бога-Отца, Мать и Дитя. Я ответил, что, конечно, признаю и то, и другое, однако, мне ближе взгляд Магомеда и мусульман, которые в Аллахе видят Единого Бога в целостности и единстве, а не раскладывают его на составные части. Конечно, если чувства и разум не вмещают некий большой и сложный объект целиком, его можно разложить на проекции, например, в трехмерном пространстве любое тело определяется по своим трем проекциям, но не нужно забывать, что осей координат может быть сколь угодно много, проекции – разные, а объект – един и неизменен при переходе от одной системы координат к другой. Единый Бог инвариантен к религиозной системе.
 
7. Каждый день после плавания и ныряния я в результате быстрого перехода от гиперкапнии к гипероксии испытываю приступ эйфории, который иногда длится весь день. Однажды я задумался: а можно ли придумать универсальный рецепт счастья, пригодный для каждого, а не только для свободных ныряльщиков. Ответ пришел во время одного из таких приступов эйфории. Рецепт очень прост:
  • Старайтесь избегать лени, лжи и насилия.
  • Ежедневно практикуйте творческий труд, пост и молитву.
  • Откажитесь от стремления к деньгам, власти и славе.
  • Ощутите бога в себе и свою связь с Единым Богом.
  • Наполните душу верой, надеждой и любовью к Единому Богу.
Рай на Земле наступит, когда все люди начнут жить по написанному... :)))
 
8. Темной ночью свет далекой свечи можно принять за свет звезды. Луна затмит любую звезду. Невозможно из триллионов звезд объективно определить ярчайшую. Солнце не греет чужие планеты. Нет пророка в своем отечестве. Лишь пришедший к Единому Богу найдет и свет свечи, и отблеск Луны, и вспышки Сверхновых звезд, и тепло Солнца в своей душе, осознает их связь и единство, и истинный масштаб в себе и вне себя. Почти о том же двести лет назад писал Уильям Блейк:
"God appears, and God is Light,
To those poor souls who dwell in Night;
But does a Human Form display
To those who dwell in realms of Day."
Я это перевел так:
В царстве ночи, в царстве бед
Каждый видит божий свет.
В царстве дня не видит око
Сияния лица Пророка.
 
9. С детства любил рыбалку. Особенное наслаждение вываживать крупную рыбу: удилище гнется, леска звенит, по воде бегут круги, сердце бьется, руки напряжены, рыба трепещет, глаза блестят, красота! Потом, спасибо двум Натальям, увлекся фридайвингом, и однажды, во время свободного ныряния, ощутил себя большой белой рыбой: плавные колебания рождались в пояснице, шли вдоль позвоночника, передавались воде, расходились по ней во все стороны, накладывались друг на друга, возвращались ко мне, тело откликалось на колебания воды и само собой продолжало плавное движение, время останавливалось, граница между телом и водой размывалась, все мое существо выходило далеко за пределы физической оболочки, сливаясь с водой и со всем Универсумом, можно сказать, с Богом. После этого удочка потеряла для меня свою прелесть, так как ощущения на другом конце лески малоприятны… Хотел поделиться своим ощущением с родными и близкими, но среди них были только рыбаки, которые могли понять и разделить охотничий азарт, но никто из них никогда не был большой белой рыбой, и не мог разделить упоение слияния с водой и с Богом… На первый взгляд кажется, что и в охоте счастье, и во фридайвинге – какая разница, ан есть: во фридайвинге Вы никого не убиваете и не калечите…
Смотря на проблему шире, из хищника и жертвы, я теперь выбираю роль жертвы. Ценность человека не в том, чем он смог овладеть (что смог потребить), а в том, что он смог создать и отдать. Кошка ничего не дает мышке, а мышка, по крайней мере, отдает кошке свою жизнь и свое мясо. Люди легко прощают кошке игры с мышкой, когда она мурлычет или трется о ноги. В игре Путина с Ходорковским, Путин не потому неправ, что мстителен и глуп, а потому, что имея все возможности, не смог прорубить анфиладу из Европы в Азию, настроив дорог, электросетей, заправок, складов и прочей инфраструктуры, или хотя бы возродить космонавтику, основав колонию на Марсе; он даже дороги от Москвы до родного Питера за 13 лет не построил…
Поднявшись еще на ступень и рассматривая донора и реципиента, следует признать, что каждый из нас в какой-то степени и донор, и реципиент, но важен баланс: если вы создаете и отдаете больше, чем потребляете, спите спокойно - вам не страшен Страшный суд. Если бы я не был автором Сверхнового завета, а был большой белой рыбой, я бы сам приплыл в сети к Андрею, чтобы тот накормил Иисуса и его учеников.
 
10. Несколько лет назад, когда я начал писать Сверхновый Завет, отправил электронной почтой пару текстов своему другу и коллеге-банкиру, Андрею, а заинтересовалась ими его помощница – Вера. Она написала несколько писем с вопросами, я ответил, завязалась переписка, и она спросила: «Как найти Бога?».  Я, с восторженностью неофита, начал подробно объяснять ей собственный путь к Единому Богу через бога в себе: «Сначала нужно долго созидательно трудиться, создавая нужные людям творения и одновременно укрепляя собственный дух и внутренний потенциал, раздарить их и добиться приятия дара, постом и молитвой очиститься от самости и эгоизма, наконец, продолжая творить, осознать и почувствовать единство внутреннего и внешнего Созидателя». Вера ответила до обидного просто: «Какое мне дело до бога в тебе?», на чем  переписка  закончилась. Только сейчас до меня дошла ее правота: она интуитивно поняла, что я невольно пытаюсь навязать свой путь и своего индивидуального бога, который  ей неинтересен. Бог в себе и индивидуальное созидание нужны людям тогда и только тогда, когда одухотворены Единым Богом. Сам по себе бог в себе ничтожен. Прав Магомед: «Нет Бога, кроме Аллаха!» (Единого Бога, в переводе на русский язык), но дорога к Единому Богу у каждого своя: у кого-то через ортодоксальную религию, у кого-то через индивидуальное творчество, через коллективный созидательный труд,  через веру, через надежду, через любовь, через медитацию,  через отшельничество, да хоть через йогу, неважно, лишь бы  в результате наступило слияние бесконечно малой творческой капли – души человека с бесконечным творческим океаном – Богом.   
 
 11. Одна песчинка - еще не почва и не позволит прорасти зерну; одна капля - не река, она не утолит жажду и не оросит поле; одна молекула кислорода - не воздух и не позволит дышать; одна искра - не огонь и никого не согреет. Один человек ещё не творец. Творцом является, как минимум, всё человечество. Существование человечества - более высокая цель чем права человека или защита природы. Нам угрожает не столько ядерная война, сколько простое остывание Солнца. Благом является не консервация природы и общества, а всё, что способствует космической экспансии, в том числе, рост знаний, технологий, населения, исчерпание ресурсов.
       Мы все должны любить и беречь Землю, как собственную мать, но не понимать, что она смертна, было бы величайшей ошибкой. 
      К счастью, все люди взаимозаменяемы, включая первостепенных гениев. Когда закон всемирного тяготения созрел, яблоко обязательно упадет, если не на голову Ньютона, то на парик Гука или на лысину Кавендиша. Если бы  Пушкин по каким-то причинам не написал «Я помню чудное мгновенье…», те же слова чуть позже записал бы Лермонтов или Тютчев. Возможно, Моцарт просто опередил на пару месяцев Сальери, записывая партитуры «Турецкого марша» и «Реквиема».  Если бы я не записал Сверхновый завет, это сделал бы Александр Кашанский или Алексей Иноземцев, или «другой, ещё неведомый избранник».
 

12.  Сидел недавно за столом с очень богатым нефтяником и внимательно слушал его наставления детям: всегда помнить о своих корнях, не отрываться от них, держаться за них. Представил его в виде стометровой секвойи, а детей – семенами, летящими из шишки. Большинство прорастёт рядом с отцовскими корнями, на  родной плодородной земле, под сенью и защитой родителей, но те же родители не дадут распрямиться потомкам рядом с собой в полный рост, пока живы сами, будут давить наследников, кроной закрывать их от живительных солнечных лучей, а корнями отнимать большую часть живительной энергии почвы. Такие потомки будут хилыми, кривыми, слабыми, зависимыми, вынужденными бороться за место под солнцем со своими предками до самой смерти… Другие семена будут подхвачены ветром, и кто-то высохнет на неплодородной земле, кто-то сгниёт в болоте, кого-то склюют птицы, а кого-то выкорчует плуг земледельца – невозможно заранее предсказать судьбу каждого семени.  Единицы смогут вырасти в новых местах, но именно они будут смолоду самыми сильными и мощными секвойями. Благодаря таким «другим» живёт и развивается человечество. Желаю и его, и своим детям и внукам свежего ветра и удачи. PS Жена говорит, что я сам такой, только не секвойя, а дуб; ей виднее…

 

8-916-901-72-27
Е-Mail: private@amarine.ru
© 2006 Марьин Андрей Владимирович. Все права защищены Дизайн Екатерины Марьиной