На главнуюНаписать письмоПоиск
Карта сайта
- назад
- десять заповедей
- псалмы
- сверхновый завет
- притчи
- амаризмы
- с чего начинается Родина
- отзывы
- закрытые страницы
СВЕРХНОВЫЙ ЗАВЕТ
ОСНОВЫ ЭКУМЕНИЗМА
1. Сначала человек нуждается в дыхании, потом – в воде и еде, затем – в безопасности. Когда есть воздух, вода, пища и безопасность, человек начинает задумываться о потомстве, собственности, славе, власти, самоутверждении, самовыражении и комфорте… Потребность в Боге (равно, как и бог в человеке) появляется у человека еще до потребности в дыхании – в утробе матери, ибо без Бога лучше и не рождаться…
2. Умница Лаплас сказал: «Бог - гипотеза, в которой я не нуждаюсь». Действительно, для создания «Небесной механики», описывающей движение конечного числа твердых тел под действием гравитации, Бог не нужен, особенно, если забыть теорию относительности и принцип неопределенности, существование континуума, не рассматривать движения с околосветовыми скоростями и не знать о гравитационном красном смещении. Правда, после Наполеона, не многие люди интересовались такой механикой по самой банальной причине – из-за отсутствия потребности…
3. Современные последователи Лапласа, начиная с Фридмана, построили сотни моделей Вселенной, основанных на абсолютизации скорости света, которые остаются игрой человеческого ума, описывающей эволюцию наблюдаемой человечеством части Вселенной в последние 13 млрд лет после «Большого взрыва». Что происходило 14 млрд лет назад и происходит сейчас в «ненаблюдаемой» части Вселенной, наука не знает и никогда не узнает. При этом любой ребенок скажет, что абсолютна не скорость света, а скорость мысли…..
4. Аналогичная ситуация сложилась с познанием микромира – подробно описаны основные виды сил (гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные ядерные взаимодействия), но человечеству неизвестны и никогда не будут известны их первопричины. Почему? – просто потому, что человечество и возможности его познания конечны, а Вселенная бесконечна не только «вширь, но и вглубь». Иными словами, гравитоны, кварки и глюоны столь же неисчерпаемы, как и электрон.
5. Давайте проведем простой мысленный эксперимент: сопоставим отрезки прямых - математической и физической. Из математического анализа известно, что делить исходный отрезок пополам можно любое количество раз и любой, получающийся в результате такого деления, отрезок будет подобен исходному. В современной физике уже после сотни делений исходного сантиметрового отрезка пополам исчезнет не только подобие, но и само понятие отрезка. Более того, даже материальной частицы такой длины человечеству неизвестно. Таким образом, математика использует понятие континуума, а современная физика – нет.
6. Общая теория относительности, как и механика Ньютона, основаны на интегрировании дифференциальных уравнений, которое возможно только при условии непрерывности функций и пространства их определения. Попытка интегрирования всюду разрывной функции на всюду разрывном пространстве абсурдна с точки зрения математики. Таким образом, физики должны или отказаться от представления о квантуемости элементарных частиц, или не использовать дифференциального исчисления для описания их движения.
7. Квантовая механика как наука, описывающая конечную систему конечного числа частиц с конечной энергией, так же мертва, как шахматы, которые считались эталоном человеческой творческой фантазии и интеллекта до тех пор, пока не появились вычислительные машины, способные практически безошибочно оценить и просчитать большинство типовых позиций. Заранее известно, что без внешнего источника энергии такая система неизбежно остановится. Намного естественней представляется существование бесконечного, распределенного в пространстве и времени, саморазвивающегося разумного континуума, с бесконечным внутренним источником энергии и способностью чувствовать, который можно для простоты назвать Богом.
8. Представим Большой адронный коллайдер после столкновения фотонов с точки зрения разумного наблюдателя соответствующего масштаба, находящегося внутри на некотором обломке материи. Возможно, он сможет рассчитать траектории всех несущихся после «большого взрыва» частиц внутри электромагнитного поля, заставляющего их двигаться по кольцевой траектории, а также время и энергию этого взрыва, но он точно не сможет описать окрестностей ЦЕРНа или расположенный по соседству Женевский международный аэропорт. Он никогда не узнает людей, устроивших «большой взрыв», но, тем не менее, они существуют. Мы никогда не сможем зафиксировать результатов жизнедеятельности такого наблюдателя, однако его появление на этом обломке не менее вероятно, чем появление человечества на Земле – это просто вопрос масштаба пространства и времени.
9. Для не-физиков и не-математиков приведем иной пример, иллюстрирующий тот же тезис: «Прогресс человечества бесконечен, но ограничен». Усэйн Болт пробежал стометровку за 9,58 секунд, а может и за 9,5. Можно представить себе идеального спринтера, пробегающего сто метров за 9 секунд. Как бывший биомеханик, могу заявить, что геннонемодифицированный человек на Земле никогда не пробежит 100 метров за 7,5 секунды, а чтобы не спорить попусту с дилетантами, давайте скажем - за 5 секунд, а для совсем простых людей – за одну секунду.
10. Я помню прыжок Боба Бимона в длину на 8,90 м. Известно, что Майк Пауэлл прыгнул на 8,95 м. Как бывший биомеханик, могу заявить, что геннонемодифицированный человек на Земле никогда не прыгнет на уровне моря дальше 12 метров, а чтобы не спорить попусту с дилетантами, давайте скажем - 20 метров, а для совсем простых людей – 50.
11. Впрочем, то, что недоступно человеку, может быть доступно гепарду, или блохе, или какой-нибудь еще инопланетной или иногалактической, или иновселенной зверушке. Аналогично достижениям в области бега, прыжков и других физических подвигов, человек не обязательно должен быть чемпионом в области чувств или интеллекта.
12. Следующий тезис: «Сумма бесконечно малых может быть бесконечно большой, только если суммируется бесконечное число слагаемых». Математически это давно доказанная теорема, а с точки зрения постижения Бога это означает, что всего человечества недостаточно для достижения Бога – придется приплюсовать вышеупомянутых «инопланетных зверушек», а также всех носителей разумных сил внутри элементарных частиц. Если представить Бога в виде предела суммы бесконечного числа самостоятельно думающих, действующих, чувствующих и саморазвивающихся существ – я буду n-ным слагаемым, а жена моя – (n-1)-м. На сходимость ряда мы с ней не повлияем, а вот свойство непрерывности Бог без нас потеряет. Немного упрощая, для лучшего понимания, формулу Бога можно записать так:
Единый Бог = ∑ (бог в себе)i
i=1
13. Для определения Бога введем две аксиомы, общие практически для всех религий:
· «Бог – вездесущ»,
· «Бог подобен человеку»,
только переведем эти утверждения на современный язык.
14. Вездесущесть Бога на современном языке означает, что он существует в любой песчинке, в любой элементарной частице, в любой точке непрерывного пространства – континуума. Последовательный нигилист и атеист должен считать, что окружающее нас пространство всюду пусто, кроме конечного числа физических тел и частиц, а человек верующий неизбежно примет непрерывность пространства.
15. Подобие будем понимать в строгом математическом смысле слова как наличие однозначного отображения всех точек одного множества в соответствующие точки другого множества. Мы не можем описать Бога, но можем попытаться описать божественное начало в человеке, т.е. высокое в человеке, бога в человеке, бога в себе. Для этого примем следующее определение: «Божественное начало (бог) в человеке есть его способность самостоятельно, по собственной воле и по собственному побуждению, созидать, т.е. выполнять творческую работу и самосовершенствоваться посредством этой работы».
16. Творческая работа может быть физической, умственной и чувственной. Физическая работа определяется как интеграл по времени вдоль траектории движения векторного произведения силы на перемещение и измеряется в джоулях. Определим аналогично умственную работу как интеграл по времени вдоль траектории векторного произведения силы ума на приращение знания, а чувственную – как интеграл по времени вдоль траектории векторного произведения силы чувств на их приращение.
17. Полезная чувственная работа может проявляться как генерация «положительных» чувств, таких как вера, надежда, любовь, ответственность, справедливость, благожелательность, а также чувства гармонии, меры, равновесия, прекрасного, достоинства и т.п., а также как поглощение «отрицательных» чувств, таких как раздражительность, злоба, ненависть, месть, зависть, жадность и т.п.
18. Возможно, существуют некие коэффициенты, как считает друг мой, физик Мишка, зависящие от параметров, преобразующие один вид работы в другой. Возможно, существует некий эквивалент, подобный понятию «прибавочной стоимости», для оценки количества общественно необходимого труда. Безусловно, для вычисления созидательной работы необходимо учитывать коэффициенты новизны и полезности, обнуляющие сто первое «изобретение велосипеда». В любом случае, выполненная по собственному побуждению творческая работа отличается от подневольного труда или труда за деньги, как ночь любви от занятия проституцией…
19. Вне зависимости от наличия коэффициентов и эквивалентов, упомянутых в предыдущем пункте, представим Бога как сферу бесконечного радиуса в метрическом пространстве, координатными осями которого являются физическая, умственная и чувственная работа, а каждого отдельного человека – как эллипсоид в этом же пространстве с осями, соответствующими творческой работе, выполненной этим человеком.
20 Подобие Бога и человека теперь можно описать математически как преобразование сферы бесконечного радиуса в эллипсоид с конечными заданными полуосями. Чем больше объем такого эллипсоида, чем больше он походит на сферу – тем ближе человек к Богу. Умея вычислить такой объем, нет нужды ждать Страшного суда – его можно считать мерой приближения к Богу для любого человека, равно как и для любого иного самостоятельно мыслящего и чувствующего существа.
21. Бога и человека можно представить в виде безбрежного разумного «океана» (Бог) и отдельных разумных «молекул воды» (человек), которые могут переходить в другое фазовое состояние – испаряться или, наоборот, кристаллизоваться. Любой, изучавший в школе «круговорот воды в природе», легко представит жизнь простого человека как полет капли воды с небес на землю, а бытие человека, отказавшегося от всех чувств и деяний, – в виде кристалла льда.
22. Бог, построенный по такой модели, не является чем-то постоянным, неизменным, застывшим в одной точке, – он вечно развивается посредством развития любой своей мельчайшей частицы, бога в себе. До Пифагора Бог не ведал теоремы Пифагора, но после того, как Пифагор доказал ее своим ученикам, Бог ее уже не забудет. Аналогично с любым объектом творения – оно навсегда остается в памяти Бога, если его непосредственный творец успел поделиться им со своим ближним.
23. Другими словами, наш внутренний бог, бог в себе, есть наша способность творить, созидать нечто новое, «доселе неизведанное», в физическом, интеллектуальном и эмоциональном пространствах по собственной воле, по внутреннему побуждению, за счет избытка внутренних сил. При этом внутренний бог не есть нечто неизменное, он совершенствуется по мере выполнения нами творческой работы и, совершенствуясь внутри нас, вносит свою лепту в совершенствование единого Бога вне нас.
24. Вспомним снова физику – для возникновения любой силы необходима разность потенциалов, значит, и для появления внутренней силы необходимо наличие противоречий между жаждой действия и ленью, между стремлением к познанию и невежеством, между высокими и низкими чувствами. Наибольшая разница между этими противоположностями у новорожденного ребенка. По мере выполнения работы, разность потенциалов неизбежно уменьшается и ее отсутствие эквивалентно смерти человека.
25. Новорожденный ребенок – отнюдь не «невинный ангел божий», а эгоцентрическое ненасытное чудище, максимально поглощающее добрые чувства из окружающего мира; невежественное, но с невероятной способностью к обучению; слабое и страдающее, но безгранично творческое. Йог, достигший нирваны, освободившийся от желаний и страданий, к сожалению, освободился и от способности творить новое, поскольку новое всегда рождается в муках.
26. Известный парадокс: «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься» можно перевести на современный язык так: «не согрешишь – не раскаешься, не раскаешься - не изменишься, не изменишься – останешься овощем». Само понятие греха тоже нуждается в корректировке – здесь это не нарушение общепринятых норм морали, а измена богу в себе, высокому в себе, предназначенью своему, отказ от свободной мысли, от собственных чувств, от своего призвания, от творчества, от созидания.
27. К сожалению, грешат все, без исключения, а вот изменяться к лучшему удается далеко не каждому. Большая часть людей всю свою жизнь проживает, повинуясь лишь примитивным инстинктам, повторяя чужие мысли, следуя внушенным чувствам, стадным инстинктам и чужой воле. Фактически, с точки зрения способности выполнять творческую работу, это «растения», «цветы», «овощи на грядке» или «бараны», нуждающиеся в пастырях. Здесь и далее закавыченные понятия используются только для иллюстрации отношения определенных групп людей к творческой работе и не несут никакой эмоциональной окраски и оценки.
28. Лишь один из ста «баранов» может достичь состояния «вьючного животного» - «лошади», «осла» или «верблюда» (того же человека можно обозначить словами «пахарь», «мужик» или «качок»). Для этого он должен победить свою природную лень и начать сознательно трудиться. Человек – «лошадь» (или «осел») гордится своей способностью к тяжелому труду, он чувствует, что его способность переносить тяжести увеличивается по мере выполнения им работы. Этот человек изменяется к лучшему и вправе гордиться и своим трудом, и своей силой, и своей выносливостью.
29. Лишь один из ста «ослов» может измениться до состояния «пастушеской собаки», «цепного пса», «воина», «казака», «рыцаря», «самурая», «чемпиона», «мастера», «профессионала». Для этого человек должен самостоятельно победить в себе страх поражения, неудачи и самостоятельно выбрать себе «хозяина», «сюзерена», «князя», «господина», «флаг», «символ веры», «дело по душе и по плечу», профессию, наконец. Настоящий воин не знает поражений и измен. Он может проиграть сражение, но это только подстегнет его совершенствовать свое мастерство. Мастер совершенствуется всю жизнь и гордится своим совершенством. Воин, потерпевший поражение и смирившийся с ним, или предавший своего хозяина, нарушивший свою присягу, потерявший веру, изменивший своему призванию, неизбежно умирает либо буквально, либо фигурально, т.е. перестает быть воином или профессионалом.
30. Лишь один из ста «воинов» может достичь уровня «хозяина», «князя», «царя», «лидера», «руководителя». Для этого человеку нужно отказаться от своего «эго» (есть вещи поважнее своей жизни, своего призвания, своей чести, своего долга), найти достойную задачу не для себя, а для группы людей и взять на себя ответственность за результаты деятельности всей группы, отряда, армии, корпорации, страны, наконец. Настоящий лидер добивается не личного совершенства, а процветания своей корпорации, своей армии или своего государства и самореализуется через реализацию общественных или государственных целей. Настоящий руководитель не тот, кто стремится к власти, ею упивается и использует ее, а тот, кто способен вынести ее бремя и рассматривает ее как средство, а не как цель.
31. Лишь один из ста «хозяев» может стать «созидателем», «творцом», «пророком», «богом». Для этого нужно сначала победить свою лень и накопить силы; потом победить в себе страх и отточить свое мастерство; затем отринуть свои эгоистические желания и реализовать высокую цель, нужную другим людям; наконец, нужно найти бога в себе, научиться слышать его, разговаривать с ним, почувствовать и осознать свою связь с единым Богом, который только и поможет найти свой путь созидания, сотворить нечто «новое, доселе неизведанное»…
32. Творить можно не только в религии, науке или искусстве. «Богом» можно стать и на огородной грядке и на стройплощадке. Но богами не рождаются, богами становятся. Кому-то много дано и он быстрее пройдет весь путь. Другому дано еще больше, но занят он не своим делом и не станет творцом никогда, если не отыщет призвание свое, бога в себе, если не хватит сил и времени пройти свой собственный путь до конца…
33. Пахарь достигает своей цели за счет силы, упорства и терпения, профессионал – за счет мастерства, руководитель – за счет объединения усилий подчиненных, творец – за счет творчества, но творчество неизбежно включает в себя и силу, и терпение, и мастерство, и лидерство, и свободную волю, и озарение (вдохновение, откровение).
34. Не каждая «лошадь» везет свой груз добровольно; не каждый «воин» победил свой страх и не каждый мастер отточил свое мастерство; не каждый формальный лидер отличается от «овоща» по сути своей; большинство людей, называющих себя творцами, или изобретают «велосипед» или просто лицемерные болтуны и лжепророки. По делам судите о творцах и пророках: мир до них и после них – два разных мира…
35. Простой подсчет примерных пропорций, приведенных в параграфах 28-31, дает цифру 100*100*100*100=100000000 (Сто миллионов), т.е. только один человек из ста миллионов достигает состояния пророка. Таким образом, сейчас на Земле одновременно живет около 68 пророков, во времена Христа их было трое, а всего на Земле было рождено не менее 800 пророков.
36. Прогресс в мозгах, чувствах и делах человеческих порождается творцами, но становится очевидным и зримым, когда доходит до «овощей», когда «идея овладевает массами». В древнем Египте теорема Пифагора являлась «тайным знанием», доступным лишь посвященным, а сейчас ее изучают в пятом классе средней школы. Любое откровение постепенно становится общедоступным, что и составляет суть прогресса Бога и человечества.
37. Смысл существования человека и человечества заключается в стремлении к Богу, что эквивалентно в нашем понимании выполнению по собственной воле и собственному разумению максимальной творческой работы. Вспомним, что для этого необходимо действие силы вдоль траектории движения, а сама сила по определению есть первопричина, выводящая тело из состояния покоя или равномерного прямолинейного движения (движения по инерции).
38. Вослед Ньютону будем полагать, что сила – от Бога, но распространим это понятие на мысли и чувства. Под силой воли будем понимать способность человека вывести себя из состояния покоя или перемещения «по течению» (жизни по инерции), под силой ума будем понимать его способность ставить и решать новые задачи, а под силой чувств – способность человека самостоятельно генерировать добрые чувства и адсорбировать злые эмоции, а не просто реагировать на внешние воздействия.
39. Хоть сила и от Бога, но ее развитие – от человека. Человек - «растение» просто не развивает в себе сил и, следовательно, выполняет нулевую работу. «Пахарь» имеет много сил и преумножает их по мере своей работы, но не способен самостоятельно творить, т.е. его творческая работа тоже близка к нулю. «Мастер» уже может самостоятельно созидать и его работа пропорциональна его наработанной силе и самостоятельно пройденному им творческому пути. «Лидер» по сути своей генерирует равнодействующую сил многих объединенных им людей. «Пророк» с помощью Бога заранее видит путь и, потому, коэффициент полезного действия его сил максимально велик, но и его работа будет мала без последователей, учеников, соратников.
40. Бытие единого Бога наивно доказывать логически или математически, равно как и проверять эмпирически. Он приходит к любому подготовленному человеку через вдохновение и откровение. Миллионы вполне обычных людей ощущали бога в себе, а люди творческих профессий – ученые, поэты, художники, композиторы - не только ощущают присутствие бога в себе, но и способны, по сути, материализовать его в виде теорем, формул, стихов, музыки, картин…
41. Единый Бог есть бесконечная творческая энергия, воплощающаяся через работу в его творения. Бог есть истина, как предел знаний при интеллектуальной работе, стремящейся к бесконечности. Бог есть безграничный источник добрых чувств, проявляющихся как результат его бесконечной нравственной работы.
42. Людям, познавшим бога в себе, нет нужды в доказательствах бытия единого Бога. Они переполнены любовью к Богу и любовью Бога. Остальным остается верить им, работать, мыслить, чувствовать, творить и надеяться, что та же благодать снизойдет и на них. Настоящая любовь мужчины к женщине (равно, как и наоборот – любовь женщины к мужчине) – есть желание иметь с ней общих детей. Настоящая любовь к Богу есть желание сотворчества с ним, сотрудничества в его творчестве, причастности к его творениям.
43. Труд, пост и молитва – вот проверенный веками универсальный путь к истинному Богу. Труд имеется в виду и физический, и умственный, и чувственный, но обязательно творческий, выполняемый по собственной воле, т.е., по сути, та же полезная созидательная работа.
44. Пост нужно понимать как добровольное самоограничение и отказ не только и не столько от пищи насущной или скоромной, но и от всего необязательного, ненужного, чрезмерного, излишнего, однако, нужного, а может и необходимого, для других людей. Понятие поста включает в себя также и очищение тела, ума и души от всего низкого, вредного, чрезмерного. Нет универсального поста и нет универсального очищения, подходящего для каждого человека. Каждый человек должен самостоятельно слушать и слышать свое тело, свой разум, свою душу и понять, что для них необходимо, а что – излишне и, следовательно, вредно.
45. Молитва, она же медитация, это прямое, без посредников, обращение к высокому в себе, к богу в себе и, следовательно, к единому Богу за любовью, за верой, за сотворчеством, за поддержкой, за откровением. Нет универсальных слов молитвы и техник медитации. Каждый человек сам должен понять себя, свои цели, свое предназначение, свой путь. Человек, освоивший технику медитации, но не очистивший свое тело, свой мозг и свою душу, получит ложные сигналы.
46. Бесполезно обращаться к Богу, не укрепив свои силы, не очистившись, не пройдя свой путь. Человек, прошедший свой путь до конца, неизбежно придет к Богу, и даже слова станут лишними для него, а человек, являющийся «сосудом мерзости», прочитав предписанную профессиональным духовником молитву, лишь усугубит свою мерзость.
47. Все, что отвлекает человека от труда, поста и молитвы – от лукавого. Богатство, власть и слава – вот истинные цели большинства людей, идущих ложным путем. Это не означает, что от этих трех целей необходимо отречься и бежать прочь - к ним можно относиться как к неизбежному злу или преграде на пути, которую невозможно разрушить, но можно обойти или преодолеть, как Одиссей и Аргонавты – Сирен, Сциллу и Харибду. Еще лучше использовать богатство, власть и славу как средства в достижении благой цели.
48. Истинный Бог един и для эллина, и для иудея, и для араба, и для американца, и для русского, и для японца, и для китайца, и для туземца, и для инопланетного разумного океана, и для иновселенной творческой зверушки. Любые местечковые божки, обещающие преференции избранному народу, должны быть сданы в археологический музей вместе со своими преступными жрецами и лживыми книгами.
49. Безумно всерьез полагать, что наша Вселенная образовалась 13.5 млрд лет назад, Солнечная система – 10, Земля – 7, а 9 тысяч лет назад незадачливый и корыстный божок создал заболоченную пустыню и отдал ее неприкаянному народу не в дар от доброты душевной, а в ренту за послушание и регулярные жертвы. Если по делам его судить, то даже не божок, а мелкий пустынный бес морока, мести и ксенофобии способен убить человека только за работу в субботу и уничтожить целый народ только за его отличие от избранного.
50. Человечество, начавшее осваивать космос, должно, наконец, отказаться от психологии разрозненных пастушеских племен и враждебных друг другу шаманов. Пора услышать голоса всех 800 пророков, во все времена, на всех языках, говоривших разными словами, по сути, об одном и том же – «Бог един», «Бог – вездесущ», «Бог - бесконечная творческая энергия», «Бог есть истина», «Бог есть любовь», «Бог есть безграничный источник добрых чувств», а человек – подобен Богу и должен приблизиться к нему.
51. Если прогресс человечества, человеческих мозгов и человеческих чувств дошел до идеи равноправия каждого человека, независимо от расы, возраста, пола и происхождения, пора истинно верующим всех конфессий объединиться в единой Церкви, признающей только единого Бога и всех пророков, своим трудом реально улучшивших наш мир.
52. Не тот истинный буддист, кто не ест коровьего мяса и медитирует под баньяном, а тот, кто сам нашел свой собственный срединный путь и прошел его до конца. Не тот христианин, кто носит крест, напоминающий о мучениях Христа, а тот, кто за свою любовь к Богу готов пройти своим собственным крестным путем, ибо на Голгофе место уже занято. Не тот магометанин, кто совершил хадж, или пять раз в день совершает намаз, а тот, кто, как Магомет, нашел истинного Бога в сердце своем и всей своей жизнью следует ему…
53. Наконец, если единый Бог не имеет определенного цвета кожи, значит, у него нет и половых признаков, а потому ничто не мешает и женщинам приобщиться к божьей благодати, равно как и иновселенному творческому существу любого пола. Запреты для женщин участвовать в религиозной жизни наравне с мужчинами сами должны быть запрещены наравне с расизмом.
54. Люди по природе своей объединяются в многочисленные группы по самым разным признакам: по роду, происхождению, уровню доходов, полу, профессии, возрасту, спортивным клубам, уровню образования, верованиям, национальности, гражданству. Однако любое такое объединение живых существ несет в себе зерна ксенофобии, раздора, соперничества и противоборства с другими группами, отличными от «нашей».
55. Возможна только одна общность всех разумных, созидающих, чувствующих и саморазвивающихся живых существ, неделимая на «своих» и «чужих», «наших» и «ненаших» - общность существ, подобных единому Богу, нашедших его самостоятельно, каждый по-своему, в своих делах, в своих мыслях и своих чувствах. Впрочем, ту же общность можно определить по-иному – как совокупность всех составных частей, слагаемых, элементов, детей единого Бога.
56. «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани», «не вливают также вина молодого в мехи ветхие». Взяв лучшее у пророков, нужно очистить учение о едином Боге от прогнивших догм, опровергнутых наукой и жизнью домыслов и неверных интерпретаций. Разве Иисус не отверг все заповеди Ветхого Завета, а лицемеры и фарисеи вновь пытаются состыковать Новый и Ветхий завет воедино, как новую заплату приставить к ветхой одежде…
57. Иисус сказал: «суббота для человека, а не человек для субботы». «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына и дочь более, нежели Меня, тот не достоин Меня».
58. В Евангелии от Матфея сказано: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем», но этот тезис можно рассматривать и с другой стороны, как доказательство «от противного», обычное для математической логики, тем более что в Евангелии от Иоанна по тому же поводу сказано – «кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
59. Иисус сказал: «Я и Отец – одно… Если я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в нем» - это ли не прямой вызов Ветхому Завету и иудаизму в целом, за что и распят был Иисус Христос…
60. Иисус – мой возлюбленный старший брат, но и он не обладал конечной истиной, которая достижима только в пределе, а потому – «Иисус – есть нечто, что должно превзойти». Пора окончательно отвергнуть Ветхий завет, а вместо Нового, принять Сверхновый, вместив в него все лучшее, что накопили все пророки и все человечество за последние 2000 лет. В Нагорной проповеди ясно сказано: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное», поэтому Сверхновый Завет должен, как минимум, признавать Хартию прав человека.
61. Вот десять заповедей сверхнового завета: 1. Веруй в свое предназначение, в высокое в себе, в бога в себе, ибо жизнь без веры бессмысленна и бесполезна. 2. Работай, даже в субботу, ибо суть жизни твоей в полезной работе. Избегай безделья и вредной работы. 3. 3най, думай и понимай, прежде всего, себя и предназначение свое, ибо как иначе обрести смысл и отличить полезную работу от вредной. 4. Чувствуй, сопереживай и наслаждайся, ибо нет духовной работы и жизни без чувств. 5. Совершенствуй себя и мир вокруг себя и самостоятельно и в союзе с близкими тебе людьми. 6. Люби и не предавай ни близких тебе ни далеких, но, в первую очередь, – себя и свое предназначение (высокое в себе, бога в себе). 7. Отвечай за близких тебе и за далеких, но, в первую очередь, – за себя и свое предназначение. 8. Не лицемерь и не лги ни близким тебе ни далеким, но, главное, - себе самому. 9. Не теряй надежды. 10. Живи, пока можешь, и жизнь давай другим, ибо смысл жизни – в самой жизни.
62. Не я придумал эти заповеди, я просто пересказал современным языком то, о чем тысячелетия твердили пророки и поэты. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать мировую поэзию, книги, упомянутые в конце этого текста, а для особо ленивых - псалмы на соответствующей странице сайта.
63. Если есть заповеди, то есть и понятие греха, т.е. их нарушения. Можно понимать грех буквально, например, как безверие, безделие, бездумность, бесчувственность, безответственность, лживость и лицемерие, потерю надежды, убийство и самоубийство и т.п., а можно еще проще, всего тремя словами: ложь, лень и насилие, однако эти слова следует понимать в широком смысле, который придется растолковать.
64. Под ложью следует понимать не только искажение истины и справедливости, но также обман и самообман, все равно, корыстный или бескорыстный. В понятие лень включим не только физическое, умственное и нравственное безделие, слабость и немощность, но и «спуск по течению», т.е. следование низменным инстинктам, желаниям и наклонностям, как своим, так и внушенным. Под насилием будем понимать любое непрошенное и невынужденное вмешательство в жизнь иных одушевленных существ.
65. В качестве примера, как бывший банкир, свидетельствую: банковский процент и ростовщичество суть обман, и, следовательно, грех. Представим замкнутую систему товарно-денежного производства и обмена по эквиваленту труда. Если в этой системе появляется кредитор и ссудный процент, все деньги в результате конечного числа итераций окажутся у него. В открытой системе ссудный процент неизбежно приводит к обесцениванию денег со скоростью, пропорциональной среднему проценту по кредитам. Банковские кризисы и невозврат кредитов есть неизбежное следствие внутренней порочности ростовщичества.
66. Нет абсолютного зла и не следует абсолютизировать понятие греха: бывает «ложь во спасение», лень как отдых и насилие для предотвращения худшего насилия. Не следует также судить за грехи других, ибо понятие греха сугубо внутреннее, индивидуальное. Каждому одушевленному существу даны разум, стыд и совесть, они и рассудят, что есть грех и как его искупить, в чем, собственно, и заключается «высший суд», а по итогам жизни – «страшный суд». Только людям без разума, стыда и совести для очищения нужен отдельно профессиональный духовник.
67. Безгрешных нет, и, зачастую, осознание греха и работа по его искуплению являются началом духовного роста личности, ее развития. Если человек осознал свою лень, он сможет ее преодолеть, а если нечестно нажил богатство – раздать его нуждающимся. Если совесть подсказывает, что власть начинает уродовать твою личность – отдай власть более подготовленному человеку. Если стыдно пользоваться чужой славой – отдай ее более достойному, в конце концов, любую ошибку можно постараться просто исправить. Увы, есть и понятие «смертного греха», последствия которого невозможно искупить даже ценой собственной жизни: «Когда осквернен колодец или Феофан Грек – это не уголовный, а смертный грех».
68. Когда женщина делает аборт по медицинским показаниям или в результате насилия, - это огромное горе, но не грех; если же она в минуту слабости или безумия лишает жизни плод любви – это смертный грех для обоих несостоявшихся и несостоятельных родителей, за который они неизбежно заплатят и похоронами любви, и посмертными мучениями.
69. Здесь так часто делались ссылки на творцов и пророков, что пора уже представить их поименно. К сожалению, я не смогу назвать все 800 имен, просто потому, что всех не знаю, а называть ныне живущих не могу. Кроме того, список очень субъективен, т.е. отражает моё личное восприятие и моё личное отношение, включает только наиболее близких мне по духу людей. Я получал образование в социалистической стране и воспитывался на основе христианской морали и русской литературы. Человек, выросший в другой религиозной традиции и другой культурной среде, составит иной список, но критерий понятен – по делам судим о творцах, по совершенной ими физической, интеллектуальной и нравственной работе, в результате которой изменялся мир, в котором мы живем.
70. Лао Цзы (VI — V век до н. э.) - автор трактата «Дао Дэ Цзин», который является гениальным образцом описания статики, равновесия, перетекания, гармонии, круговорота в замкнутой системе. Законы диалектики легче всего понимаются при помощи Дао и Дэ. Его тезисы о недеянии вовсе не пропаганда лени, а забота о сохранении замкнутости системы, что абсолютно справедливо, если целью является ее сбережение и уравновешивание, а не прогресс и развитие.
71. Пифагор (570490 гг. до н. э.) не только автор одноименной теоремы, но и, по сути, отец математики и философии. К сожалению, ни одного авторского текста до нашего времени не дошло, и мы можем судить о нем только со слов его последователей. Ему, в частности, приписывают простой рецепт праведной жизни: просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
72. Будда Гаутама (563 483 гг. до н. э) первым из известных нам людей достиг бессмертия и подробно описал свой благой восьмеричный путь: «правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная память, правильное сосредоточение». Кроме того, он доказал, что страдание может быть уничтожено путем полного уничтожения желаний и страстей, отказа от них, отречения от них, освобождения от них.
73. Сократ (469 399 гг. до н. э.) приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». По сути, это первый, но, далеко не последний, известный истории случай, когда в результате формально законного, но, по сути, безнравственного суда осуждается на смерть и добровольно на нее идет пророк, следующий «богу в себе». Вот цитаты из его апологии: «мне бывает чудесное божественное знамение», «так велит мне бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение богу», «в течение всего прошлого времени обычный для меня вещий голос слышался мне постоянно», «не может быть, чтобы не остановило меня обычное знамение, если бы то, что я намерен был сделать (добровольная смерть), не было благом».
74. Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) не только отец медицины, но и автор клятвы, которую и сейчас следует исполнять всем врачам и знать всем людям: «…Я направляю режим больных к их выгоде, сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от применения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому, просившему у меня, смертельного средства и не укажу никакого пути для успеха подобного замысла. Точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье и слава в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступившему же ее и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»
75. Архимед (287 212 г. до н. э.) — математик, физик, механик и инженер. Закон Архимеда, рычаг Архимеда, винт Архимеда, спираль Архимеда – мы не просто знаем о них со школы, но и пользуемся ими в повседневной жизни каждый день. Никакая современная техника не существует без них.
76. Дева Мария (19 г. до н.э.- 48 г. н.э.) — мать Иисуса Христа и его братьев. Для меня ее девиз заключается в словах: «если рожать – то от бога!». Замечу также, что чудо любви заключается именно в том, что любимый становится для любящего богом (или богиней). Таким образом, притча о непорочном зачатии означает, что нет греха в зачатии по любви, вне зависимости от других обстоятельств.
77. Иисус Христос (033 гг. н. э.) — человек, как и Будда, ставший Богом, но, в определенном смысле, превзошедший его. Вместо отказа от привязанностей и желаний, он своей жизнью и своей добровольной смертью показал, что есть такие чувства (вера, надежда, любовь), которые стоят страданий. Именно Иисус привнес чувства в духовную жизнь человечества. Если перевести христианский символ веры - Троицу - на современный язык, то Бог Отец есть творец физического мира; Бог Сын, Иисус, – творец чувств; Бог Дух святой есть чистый разум, творец знаний. В моем понимании, все это разные ипостаси единого Бога, которому Иисус просто добавил немного человечности (человеческих чувств).
78. Апостол Павел (565 гг. н.э.) — едва ли не первый человек, отказавшийся от национальных различий и проповедовавший равенство всех людей перед лицом Бога. Именно благодаря Павлу, его энергии, его убежденности, его вере и его трудам, а также принципу равенства, христианство из иудейской секты превратилось в мировую религию. Для меня также принципиально важен пережитый и описанный Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом. Послания Павла составляют неотъемлемую часть Нового Завета.
79. Омар Хайям (10481131 гг.) — поэт, математик, астроном, философ. Он построил классификацию кубических уравнений и дал решения для некоторых из них с помощью конических сечений, создал иранский календарь, но более всего известен сборником рубаи, каждое из которых – настоящее откровение господне, связывающее математику, поэзию и богоискательство. Например: «И днём и ночью ты взываешь к небесам, К далекому Творцу, укрывшемуся там. Примолкни хоть на миг, ответ Его услышишь: «Я не вдали, Я здесь, Я - это ты же сам»».
80. Ян Гус (13691415 гг.) — проповедник, мыслитель, идеолог Реформации. Был священником и ректором Пражского университета. Он перевел Библию на родной язык и одним из первых начал проповедовать самостоятельное изучение мирянами Нового Завета, тем самым став предтечей протестантства и богоискательства. Как и многие другие пророки сожжен по решению неправедного суда. Его самое известное выражение «Святая простота!» перекликается с русской поговоркой «простота хуже воровства».
81. Леонардо да Винчи (14521519 гг.) — художник, живописец, скульптор, архитектор, математик, физик, естествоиспытатель, инженер, механик, плотник, музыкант, патологоанатом, изобретатель, писатель — идеал «универсального человека», все-таки, наиболее полно выразившийся в художественных произведениях, о которых нет смысла писать – их нужно видеть.
82. Николай Коперник (14731543 гг.) —астроном, математик, священнослужитель, врач и экономист, наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
83. Парацельс (14931541 гг.) — врач, алхимик, философ и мистик - не только успешно лечил многие болезни от силикоза до чумы с помощью веры, воображения и воли, но и создал свою систему мироздания, заключающуюся в принципе подобия микро- и макрокосмоса.. «Деяния Бога откроются нам через мудрость, и Бог, живущий внутри нас, более всего возрадуется, если мы станем подобны ему. Но, дабы стать подобными Богу, мы должны быть привлечены к Богу, который есть мировой источник всего; и сила, привлекающая нас, есть Любовь. Любовь к Богу будет зажжена в наших сердцах горячей любовью к человечеству, любовь же к человечеству будет вызвана любовью к Богу. Таким образом, Бог макрокосмоса и Бог микрокосмоса влияют друг на друга и оба они есть одно, ибо есть лишь один Бог, и один Закон, и одна природа, через которые проявляется мудрость».
84. Исаак Ньютон (16431727 гг.) —физик, математик и астроном. Автор труда «Математические начала натуральной философии», в котором он описал закон всемирного тяготения и свои три закона, заложившие основы классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цветности и многие другие математические и физические теории. При всем своем позитивизме, безусловно верил в Бога и признавал ограниченность человеческого познания.
85. Леонард Эйлер (17071783 гг.) — математик, механик, физик, астроном, автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки. Благодаря Эйлеру в математику вошли: общая теория рядов; теория чисел; вариационное исчисление; формула Эйлера; теория непрерывных дробей; аналитическая механика; приёмы интегрирования и решения дифференциальных уравнений; число e – основание натурального логарифма; обозначение i для мнимой единицы; число π, для которого он вычислил 153 верных знака. Именно благодаря Эйлеру, вычислявшему трансцендентные числа через суммы рядов, мне пришла идея представить Бога в виде бесконечной суммы всех одушевленных существ. Кстати, такое представление объясняет, почему Бог допускает войны, катастрофы и болезни для праведников – воля божья есть результат сложения разнонаправленных сил.
86. Александр Пушкин (17991837 гг.) — не просто русский поэт, драматург и прозаик, реформатор русского литературного языка, но еще и пророк, которому дано было записывать поэтические откровения, осмысливать их и непрерывно духовно расти. Впрочем, лучше, чем он сам о себе написал, не скажешь: «Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей". Вот еще: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал».
87. Николай Рерих (18741947 гг.) — художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель, создатель 7000 картин и 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основатель международного движения в защиту культуры. Совместно со своей женой Еленой, Николай Рерих создал учение «Живой Этики», которое являлось попыткой переосмысления и соединения различных религий применительно к современным ему представлениям о космосе.
88. Альберт Эйнштейн (18791955 гг.) — основатель современной теоретической физики, гуманист, автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики. Он разработал специальную теорию относительности, в её рамках — закон взаимосвязи массы и энергии: E = mc2; общую теорию относительности; квантовую теорию фотоэффекта и теплоёмкости; статистическую теорию броуновского движения; работал над проблемами космологии и единой теории поля. Интересно, что по закону взаимосвязи массы и энергии вычисляют энергию, выделившуюся при аннигиляции материи, но никто не рискнул вычислить массу материи, созданной из чистой энергии.
89. Иоанн Павел II (19202005 гг.) — Папа Римский, глава Римско-католической церкви. Совершил более 170 визитов в 120 стран мира; число побывавших на его аудиенциях достигло почти 18 млн. человек; делал акцент на защите прав человека; осудил преступления Церкви в средние века; инициировал реабилитацию Галилея; публично покаялся в грехах католической церкви (просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства); как и Гиппократ выступал против абортов; энергично поддерживал экуменистическое движение. Быть может, единственный понтифик, который в случае второго пришествия Христа не отправил бы его в психиатрическую лечебницу.
90. Хотя у меня нет места для подробностей, а, в некоторых случаях, и достоверной информации об их жизни, я не могу не упомянуть также о следующих творцах и пророках (повторюсь, только известных и близких мне по духу): Гермес Трисмегист, Заратустра, Магомет, Аль Хорезми, Авиценна, Данте, Боттичелли, Нострадамус, Эль Греко, Шекспир, Дюрер, Кеплер, Декарт, Паскаль, Бернулли, Лейбниц, Моцарт, Бах, Гойя, Гете, Блейк, Дарвин, Маркс, Пастер, Мендель, Менделеев, Ницше, Ренуар, Эдисон, Гауди, Тесла, Ганди, Юнг, Бор, Винер, Дали, Королев. Замечу, что, почти все вышеперечисленные творцы говорили и писали о вещих голосах или снах, видениях и знамениях, что является еще одним свидетельством их близости к Богу. Впрочем, далеко не каждое знамение или внутренний голос исходит от Бога, а лишь тот, который требует от Вас определенных усилий, затрат внутренней энергии, полезной творческой работы. В следующих разделах я приведу список десяти книг, которые, на мой взгляд, стоит прочитать каждому, хотя они и сложны для чтения и понимания.
91. Библия. Конечно, у любого современного человека, признающего декларацию прав человека, беспристрастное прочтение Ветхого Завета должно вызывать омерзение, как подробное описание преступлений против человека и человечности, зато на этом фоне ярче видны откровения Нового Завета. Кроме того, вся культура западной цивилизации основана на библейских историях, поэтому, не зная библию, нельзя быть культурным человеком.
92. Рубаи Омара Хайяма не просто энциклопедия экуменизма, вместившая и зороастризм, и христианство, и ислам, но и чудо многогранного поэтического творчества, в котором каждый найдет отклик и своим собственным мыслям и своим чувствам. Не могу удержаться еще от одной цитаты: «Живи с улыбкою, о горестях забудь И с доброю душой пройди недобрый путь. Вселенная всему небытие готовит… Не жди небытия, до жизни жадным будь.»
93. Божественная комедия Данте сложно воспринимается, если не знать греческой и римской культуры от Гомера и Аристотеля до Вергилия, но ее внимательное прочтение заставляет читателя хотя бы частично постичь этику античности.
94. Гамлет Шекспира – наиболее сложная и запутанная трагедия не менее загадочного автора – великолепное средство для самостоятельного развития ума, чувств и воображения.
95. Фауст Гете – первую часть можно прочитать в юности, а вторую – читать всю оставшуюся жизнь.
96. Евгений Онегин Пушкина – его самое чистое, совершенное, полное и глубокое произведение.
97. Капитал Маркса, безусловно, довольно занудное чтение, тем более, что основано на изрядно устаревшем материале, но именно здесь впервые четко показано значение труда и не только для воспроизводства капитала.
98. Так говорил Заратустра Ницше – самая честная книга о взаимоотношениях Бога и человека и о том, что «человек есть нечто, что должно превзойти».
99. Психологические типы Юнга – качественная научная классификация типов психики человека, ее связи и зависимости, как от физиологии (физического мира), так и от Бога (интуиции, бессознательного): «Душа есть олицетворение бессознательного. В бессознательном лежит сокровище, то есть погруженное или погрузившееся в интроверсию либидо. Этот запас либидо обозначается как «Царство Божие»».
100. Университетский учебник математического анализа для не-математиков, наверное, самое трудное чтение, но без понимания сущности пределов, сходимости, непрерывности, иррациональности, трансцендентности, бесконечности, суммы бесконечных рядов, отображения, подобия, все разговоры о Боге остаются болтовней.
101. Я благодарен Богу, что он отобрал у меня «корыто сытости», самодовольство профессионала, научил слышать себя и подарил столько прекрасных дней жизни после смерти. Я написал здесь то, что удалось услышать, позволяя себе лишь минимальную корректуру сообразно своему самосознанию, образованию и словарному запасу. Ветхий Завет был высечен в камне и утерян, Новый – записан на бумаге и искажен переписчиками, Сверхновый – выкладывается в Интернет с надеждой, что сеть надежней камня и бумаги…
8-916-901-72-27
Е-Mail: private@amarine.ru
© 2006 Марьин Андрей Владимирович. Все права защищены Дизайн Екатерины Марьиной