Памятка продавца
Процесс продажи банка разбивается обычно на четыре этапа.
1. Предварительная оценка стоимости банка, формулировка требований к потенциальным покупателям и инвесторам, их поиск, предпродажная подготовка, предварительные переговоры, выбор приоритетного варианта, согласование юридической схемы сделки, подготовка и подписание предварительного договора – 1-6 месяцев (тем больше, чем больше банк).
2. Проверка банка, согласование окончательной стоимости чистых активов, списание с баланса активов, по стоимости которых не найден консенсус с покупателями, подготовка юридических документов по сделке – 1-6 месяцев.
3. Регистрация и расчеты – 1-3 месяца (если требуется предварительное разрешение ЦБ на сделку, например, при продаже в одни руки свыше 20 % акций банка, то до 6 месяцев).
4. Окончательные расчеты (разблокирование депозитов) и реализация гарантий – до трех лет.
Таким образом, процесс продажи банка занимает от трех месяцев до трех лет (быстрее, чем за три месяца завершить расчеты по продаже нереально!). Основной проблемой при продаже банка, обычно является низкая ликвидность рынка и возможность использования банка покупателем в дальнейшем в незаконных операциях, что может негативно отразиться на репутации продавца и его сотрудников.
1. Состояние рынка, соотношение спроса и предложения, динамику цены.
2. Реальную стоимость чистых активов своего банка с разбивкой на основные составляющие: стоимость кредитного портфеля, стоимость портфеля ценных бумаг, стоимость недвижимости, стоимость ликвидных активов, суммарные обязательства.
3. Какие активы можно безболезненно вывести с баланса банка до сделки.
4. Какие группы покупателей может заинтересовать его банк.
5. На кого оформлены юридические права собственности на акции (паи) банка и как проводится их отчуждение.
6. Законодательные и подзаконные акты:
6.1. Закон о банках и банковской деятельности в РФ;
6.2. Инструкция ЦБ № 109-И;
6.3. Положение ЦБ № 268-П;
6.4. Положение ЦБ № 215-П;
6.5. Положение ЦБ № 218-П;
6.6. Законы РФ об ООО и АО.
Что нужно, чтобы я начал работать на Вас
1. Подготовить договор на услуги включая необходимые характеристики продаваемого объекта: цена и вид лицензий, процент продаваемых акций (долей); рассчитать реальную рыночную стоимость чистых активов своего банка с разбивкой на основные составляющие: стоимость кредитного портфеля, стоимость портфеля ценных бумаг, стоимость недвижимости, стоимость ликвидных активов, суммарные обязательства; на базе этого расчета определить суммарную стоимость банка.
3. Связаться со мной по телефону, электронной почте или встретиться лично и сообщить дополнительно следующую необходимую для успешной реализации продажи информацию:
- кто персонально отвечает за реализацию проекта по продаже банка;
- кто принимает окончательное решение по подаже банка и получает деньги ("Хозяин");
- кто будет сопровождать переговоры и подготовку документов.
4. Организовать аудиенцию с "Хозяином"
5. Подписать договор и доверенность и приступить к реализации проекта
|